МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению портфолио педагога

Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”. Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога». Портфолио представляет совокупность индивидуальных достижений педагога, включает лучшие работы.

         Портфолио (портфель педагога) – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.

Портфолио должно показать, что педагог действительно достиг за определенный период более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Лучше всего портфолио начать с небольшой творческой визитки, самопрезентации его автора, небольшое эссе – философских размышлений о профессии и о своей миссии в профессии, своих ценностных ориентациях, мотивации деятельности и целях развития.

Постоянное осмысление своей работы и достижений делает автора не столько наблюдателем, сколько исследователем своего прогресса и субъектом собственного развития. В любом случае портфолио должно содержать образцы (или копии) лучших авторских работ, расположенных в определенном порядке, иметь оглавление для быстрой ориентации в документах. Все документы, отражающие суть работы, должны быть выполнены очень качественно.

Ведение портфолио стимулирует «запуск» механизмов самооценки, самоконтроля, саморазвития его владельца, а также механизмов формирования мотивации достижений, поскольку в нём акцентируется внимание, прежде всего, на достижениях.

Структура портфолио может быть разнообразной. Приведем примерный образец.

Примерная структура комплексного портфолио:

  1. Титульный лист. Творческая визитка автора (с фото/ без фото). Педагогическое кредо.
  2. Общие сведения о педагоге.
  3. Результаты педагогической деятельности. Учебно-методическая деятельность. Обобщение и трансляция педагогического опыта.
  4. Достижения педагога.

Рассмотри подробно. Разделы портфолио.

Раздел 1. Титульный лист. На титульном листе должна содержаться информация:

  • полное название учреждения образования, в котором работает педагог;
  • фамилия, имя, отчество педагога;
  • должность педагога;
  • педагогическое кредо (по желанию);
  • город, год. 

Раздел 2. Общие сведения о педагоге:

  • фамилия, имя, отчество, год рождения;
  • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  • общий и педагогический стаж работы в должности;
  • квалификационная категория;
  • повышение квалификации (название учреждения образования, в котором прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  • тема по самообразованию;
  • другие документы по усмотрению педагога.

Данный раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 3. Результаты педагогической деятельности. Учебно-методическая деятельность. Обобщение и трансляция педагогического опыта:

В раздел помещаются:

  • результаты входящих, промежуточных и итоговых контролей, которые отражают динамику развития учащихся ваших групп;
  • сведения об итогах успеваемости по вашему предмету;
  • сведения об учащихся, стабильно обучающихся по предмету на «6-10»;
  • сведения об участниках олимпиад, конкурсов, конференций;
  • описание используемых технологий, приемов, методов обучения;
  • материалы по семинарам, конкурсам, "круглым столам", фестивалям и пр., в которых участвовал педагог;
  • разработки авторских программ, открытых занятий, мастер-классов (если есть);
  • творческие отчеты по организации предметной недели, семинара, открытых учебных занятий и т.д.;
  • наглядные пособия, дидактические материалы, методические рекомендации, созданные педагогом;
  • творческие работы учащихся под руководством педагога;
  • сценарии внеучебных мероприятий, кураторских часов, родительских собраний, информационных часов ШАГ и т.д.;
  • программы экскурсий, походов;
  • информационные материалы для родителей, разработанные педагогом;
  • проекты и разработки мероприятий организации творческого досуга детей;
  • продукты творческой деятельности педагога (слайд-презентации, информационно-рекламные материалы и т.д.);
  • разработанные методические и дидактические материалы по теме самообразования;
  • творческие работы на курсах повышения квалификации;
  • участие в инновационной деятельности,
  • обобщение передового педагогического опыта: документы, активные ссылки на представление опыта на сайтах образовательных организаций, профессиональных сайтах, собственном сайте;
  • тезисы выступлений на заседаниях МО, педагогических советах, семинарах, научно-практических конференциях, публикации в СМИ;
  • другие документы по желанию педагога.

Раздел 4. Достижения педагога:

  • успехи и достижения учащихся (грамоты, дипломы, благодарственные письма за участие в конкурсах, соревнованиях, конференциях),
  • результаты участия в творческих профессиональных конкурсах педагога (дипломы и сертификаты об участии в семинарах, научно-практических конференциях, мастер-классах; грамоты, похвальные листы, благодарственные письма, отзывы и рекомендации, программы/брошюры мероприятий);
  • фотоматериалы (слайд-презентации в электронном или распечатанном варианте) о деятельности педагога, с конкурсных выступлений, занятий, праздников, выставок и т.д.

Материалы из разделов 3 и 4 должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности педагога за определенный период.

Автор может дополнительно включить раздел «Отзывы о педагогической деятельности и её результатах». В данный раздел помещаются отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей, бывших учащихся, а также самоанализ деятельности.