30 вопросов и ответов о наркотиках

30 вопросов и ответов о наркотиках для учащихся, родителей и педагогов


Много полезной информации содержат следующие сайты:

Детский правовой сайт  http://mir.pravo.by

Сайт Министерства внутренних дел  http://mvd.gov.by

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь   http://pravo.by

Банк законов. Юридический портал http://www.bankzakonov.com

«Консультант-Плюс»

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь http://ncpi.gov.by

РОО«Матери против наркотиков» http://www.narkotiki.by

 1. Вопрос: Как развивается пристрастие к наркотикам?

Ответ: Пристрастие к наркотикам развивается двумя путями.

Первый путь - по неведению, в результате неправильного приема назначенного врачом наркотического вещества или самолечения по совету некомпетентных лиц.

Второй путь – сознательное употребление наркотиков, т.е. появляется желание испытать еще незнакомое острое ощущение, подражать тем, кто уже употребляет эти вещества, желание на время уйти от каких-либо тяжелых жизненных ситуаций; почувствовать состояние невесомости, блаженства.

 2. Вопрос: Может ли возникнуть зависимость от наркотиков с первого раза?

Ответ: Да,может.

Вы должны понимать, что недопустима даже однократная проба наркотика! Наркотики очень коварны. Иногда желание принять наркотик проявляется в сознании в замаскированном виде, как мысль: «А что, может быть,мне проверить себя, испытать силу воли?» Или мысль: «Только один раз - ведь я же перестал его принимать, не буду и теперь, то­лько один раз попробую...». И болезнь из скрытой формы переходит в явную. Человек возобновляет прием наркотиков.

 3. Вопрос: Какие наркотики существуют?

Ответ: Существует несколько классов наркотических веществ, различающихся по характеру и степени своего воздействия на организм человека. Наркотики – препараты растительного или искусственного происхождения.К ним относятся опий, морфий, героин, кокаин, гашиш, некоторые снотворныесредства и др.

Некоторые наркоманы употребляют дозы наркотиков, в 10 раз превышающие допустимые для использования с лечебной целью. Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотических веществ с неодолимым влечением к ним.

 4. Вопрос. Как проявляется зависимость от наркотиков?

Ответ:  входе потребления наркотиков у человека появляется зависимость, т.е. желание инеобходимость их регулярного приема. Различают 2 вида зависимости:

психическая зависимость - это состояние, при котором чувство удовлетворения, вызываемое потреблением наркотиков, требует периодического повторения, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта. Проще говоря, в ходе осознанного потребления наркотиков человекпривыкает получать удовольствие, либо «отключаться» от проблем, снимать напряжение, стресс и т.д.;

физическая зависимость - это состояние, когда прекращение приема какого-либо средства вызывает интенсивное физическое расстройство организма (абстинентный синдром). Иначе говоря, наступает момент,когда употребление наркотиков становится необходимым для деятельности центральной нервной системы и ряда внутренних органов, несмотря на нежелание их приема.

 5. Вопрос: Как влияет на организм систематическое употребление наркотиков?        

Ответ: систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, пси­хологическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант – даже не пробовать наркотики.

 6. Вопрос: Как проявляется физическая зависимость к наркотикам?

Ответ: Включение принимаемых наркотических препаратов в обмен веществ организма заставляет индивида физически невыносимо страдать в случае отсутствия очередной дозы наркотического средства, психотропного, сильнодействующего, одурманивающего или токсического вещества.

 7. Вопрос: В каком возрасте чаще всего начинают употреблять наркотики?

Ответ: Наиболее критичный возраст, когда чаще всего употребляют или экспериментируют - 14 лет.

 8. Вопрос: Что делать если педагог обнаружил наркотики в учреждении образования?

Ответ:

 Действия при обнаружении наркотиков:

-Вызвать милицию!  

-Недотрагиваться до упаковок с наркотиками, чтобы можно было снять отпечатки пальцев и провести экспертизу.

-Обеспечить охрану наркотиков и задержанных до прибытия сотрудников правоохранительных органов.

-Установить возможных свидетелей и очевидцев.

 9. Вопрос: Как оценивает законизготовление и распространение наркотиков?

Ответ: в Республике Беларусь потребление наркотиков не является наказуемым, однако сопутствующие этому деяния (хранение, приобретение и иные) попадают под действие Уголовного кодекса Республики Беларусь:

хищение наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ;

незаконный оборот наркотиков (изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ) как с целью их сбыта, так и без цели сбыта;

посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов с целью сбыта или изготовления наркотических средств;

нарушение правил обращения с наркотиками (правил производства, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения   наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, совершенное лицом, обязанным соблюдать указанные правила, повлекшее по неосторожности утрату или расхищение названных средств, веществ или предметов);

склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ;

организация либо содержание притонов для потребления наркотиков (т.е. предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, а также организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание);

подделка рецептов с целью незаконного приобретения в аптеках наркосодержащих медпрепаратов.

 10. Вопрос: Какие действия с наркотиками являются преступными?

Ответ: Выдержки из статей Уголовного Кодекса Республики Беларусь, регламентирующие ответственность за:

Статья 327. Хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

1. Хищение наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Тоже действие, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, которому указанные средства вверены в связи с его служебным положением, профессиональной деятельностью или под охрану, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 328, 329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные путем разбоя или вымогательства, либо организованной группой, либо в крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание:

1. Под наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства и вещества, а также препараты, их содержащие, включенные в Республиканский перечень наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, за исключением перечисленных в таблице 2 «Химические вещества, которые могут быть использованы в процессе изготовления наркотических средств или психотропных веществ» списка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ данного Перечня.

2. Под особо опасными наркотическими средствами или психотропными веществами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства или вещества, включенные в список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях, или список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту, указанного Перечня.

Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров –наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров – наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действия,предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327–329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения спортивных,культурно-массовых либо иных массовых мероприятий – наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

4. Действия, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание.

Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Статья 329. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

1. Посев или выращивание в целях сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, – наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 и 331 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Статья 330. Нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами

Нарушение правил производства, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров, либо инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, совершенное лицом, обязанным соблюдать указанные правила, повлекшее по неосторожности утрату или расхищение названных средств, веществ или предметов, – наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ

1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ – наказывается арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Тоже действие, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего, либо с применением насилия, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 или 329 настоящего Кодекса, а равно склонение к потреблению особо опасных наркотических средств или психотропных веществ – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 332. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических или иных одурманивающих средств

1. Предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, – наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет.

2. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, – наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

 11. Вопрос. Какое наказание предусмотрено законодательством Республики Беларусь в сфере незаконного оборота наркотиков?

Ответ: За преступления в сфере незаконного оборота наркотиков применяется широкий спектр основных наказаний:

штраф;

арест (санкции до шести месяцев);

исправительные работы (санкции до двух лет);

ограничение свободы (санкции до пяти лет);

лишение свободы (санкции от двух до пятнадцати лет).

 12. Вопрос. Каковы признаки наркотического опьянения?

Ответ. В условиях широкого распространения наркомании каждому современному человеку не только полезно, но и необходимо знать признаки наркотического опьяне­ния, чтобы вовремя обнаружить их у кого-либо из окру­жающих. Это позволит более правильно оценивать та­ких людей и более рационально строить с ними отноше­ния (к примеру, решая такой вопрос: можно ли доверять данному человеку?). Особенно необходимо это знание учителям иродителям.

Неожиданные изменения направленности интересов подростка и круга его общения, не связанные с объ­ективными причинами (переходом в другую школу, переездом в другую местность) в сочетании с появле­нием друзей или подруг, о которых вы ранее не зна­ли.

Странные особенности поведения: периодически и без видимых причин чрезмерная возбужденность или заторможенность, агрессивность или пассивность, колебания настроения.

Изменения внешнего облика: возросшая неряшливость, непонятный запах от одежды, волос, кожи лица, рук, изо рта. Особенно выдают человека, кото­рый употребляет наркотики, глаза: их блеск или затуманенность, суженные зрачки, мало реагирующие на изменение освещенности. Появление у подростков различных предметов, которых вы ранее не видели: упаковки от таблеток; ампулы; кусочки фольги; чайная ложечка в его вещах или чужие чайные ложечки в доме, обычно с закопченной внешней стороной; а так же носимые с собой предметы, которые могут быть использованы в каче­стве жгута(резинка, провод, пояс, ремень и т.д.); кусочки каких-то растений.

Признаки «лекарственной» заинтересованности подро­стков: исчезновение из домашней аптечки некото­рых препаратов (димедрол, тазепам и т.д.), а также повышенный интерес к средствам бытовой химии (разного рода клеи, бензин, ацетон и др.); признака­ми наркотической заинтересованности подростка являются также появляющиеся в его речи специфи­ческие слова, список которых приводится ниже. По­явление таких слов в речи ребенка, подростка, в част­ности, в его разговорах с товарищами, должно насто­раживать взрослых.

 13. Вопрос: Что делать если у учащегося проявляются признаки наркотического опьянения?

Ответ: Оказать своевременную помощь

Действия при признаках наркотического опьянения у учащегося:

Удалить учащегося из учебного класса, изолировать от учащихся учебной группы.

Немедленно поставить в известность руководителя учреждения образования и родителей.

Связаться с инспектором по делам несовершеннолетних местного отдела внутренних дел.

Важно корректно обращаться с учащимся, так как, возможно, ему/ей необходима поддержкаи понимание взрослого и помощь специалиста.

При признаках передозировки наркотиков необходимо:

Вызвать скорую помощь.

Повернуть на бок.

Очистить дыхательные пути.

Следить за состоянием дыхания.

При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту произвести искусственное дыхание.

 14. Вопрос: Как защитить детей отнаркомании?

Ответ: Быть внимательными к ним, разделять и пониматьих интерес.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Наркомания — это проблема нынешнего поколения. Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция.

Больше говорите с детьми

Слушайте их

Будьте тверды и последовательны

Поставьте себя на их место

Расскажите им о себе

Формируйте у детей ясные представления о добре и зле

Рассказывайте им о вреде наркотиков

Помогайте им ставить перед собой конкретные цели

Будьте примером

Делайте что-нибудь вместе

Будьте с ними

Основные правила воспитания личности, независимой от наркотиков

Создавайте в своей семье атмосферу любви и доверия, чтобы ребенок мог обратиться к Вам за помощью.

Содействуйте укреплению чувства самоуважения и адекватной самооценки у ребенка. Дети с адекватной самооценкой с меньшей вероятностью могут стать жертвами наркомании.

Определите ясные и справедливые правила жизни, будьте последовательны в договоренностях. Противоречивые и несправедливые требования родителей часто приносят боль ребенку и подталкивают к поискам «обезболивания».

Поддержка, похвала и конструктивная критика дают значительно больше, чем наказание или постоянные придирки. Наказания, несправедливые обвинения, упреки, оскорбления отталкивают от вас ребенка.

Содействуйтеинициативе, самостоятельности ребенка. Возлагайте на него посильнуюответственность за поступки, жизнь и здоровье.

Содействуйте разнообразию контактов и интересов ребенка (друзья, спортивные секции, общественные молодежные организации, хобби). Насыщенная жизнь, творческая деятельность ребенка позволит ему мечтать, общаться, радоваться своим успехам.

 15. Вопрос: Как поступить при обнаружении признаков употребления наркотических веществ обучающимся во время учебных занятий?

Ответ: Необходимо обратиться за скорой медицинской помощью.

 16. Вопрос. Имеет ли право представитель учебного заведения проводить осмотр личных вещей обучающегося при подозрении хранения наркотических веществ?

Ответ: Нет. Необходимо сообщить в милицию или в следственный комитет.

 17. Вопрос. Какие самые распространенные психотропные вещества на данный момент популярны в молодежной среде? И как снизить доступность таких веществ?

Ответ: Сейчас самые распространенные – этоамфетамин, так называемые спайсы и опий.

 18. Вопрос. Может ли вызвать наркотическую зависимость частое употребление энергетических напитков?

Ответ: Может быть зависимость от энергетических напитков, но она –  не наркотическая.

 19. Вопрос. Какова мотивация отказа отупотребления наркотиков?

Ответ: Наиболее эффективная мотивация персональная, индивидуальная. Лучше установить в процессе общения наркопотребителя  со специалистом. Акцент делается  на связиимеющихся нарушений со стороны здоровья или социальных проблем на связи со специалистом.

 20. Вопрос. Как поступить, если подозреваешь, что учащийся употребляет наркотики?

Ответ. Понаблюдать, отметить изменения в поведении. Побеседовать с друзьями и др. близкими. В корректной форме проинформировать законных представителей, посоветовать им как себя вести:

-Не читайте мораль и ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его

-Поддержите Вашего ребенка, проявив понимание и заботу

-Не пытайтесь справиться с бедой сами – обратитесь к специалистам

 21. Вопрос. Как корректно поставить в известность родителей об употреблении наркотических средств их ребенком?

Ответ: Желательно направить родителей на консультацию к врачу-наркологу.

 22. Вопрос. Как родителям объяснить ребенку, что он будет подвергнут тест-проверке при малейшем подозрении на употребление наркотиков?

Ответ. Тест-проверка – это не недоверие. В разумных пределах контролировать действия своего ребенка – законное право и обязанность родителей.

 23. Вопрос. Если родители совершеннолетнего отказываются лечить его, боятся обратиться к наркологу за помощью, а у человека, по всей видимости, уже зависимость?

Ответ: Выяснить, желает ли сам совершеннолетний. Необходимо работать с ним.  Согласие родителей не требуется

 24. Вопрос. Что необходимо делать для повышения эффективности работы по профилактике наркозависимости среди учащихся?

Ответ. Отдавать предпочтение тем методам профилактики, которые доказали свою эффективность.

Проводить постоянный мониторинг употребления ПАВ в учебных учреждениях с использованием единых стандартизированных методик и, используя данные мониторинга, оценивать эффективность профилактических интервенций;

Организовать обучение специалистов (педагогов, психологов, медицинских работников) методам проведения профилактической работы;

Разработать научно обоснованные стандартизированные программы профилактики, состоящие из цикла тренинговых занятий и провести обучение специалистов проведению этих программ.

 25. Вопрос: Подскажите, пожалуйста, с чего начинать профилактику наркомании с подростками (молодыми людьми?)

Ответ: Традиционно профилактика делиться на три уровня: первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика определяетсякак мероприятия, направленные на предупреждение начала употребления психоактивных веществ или увеличение возраста начала их употребления. Вторичная профилактика включает мероприятия по предотвращению проблемного употребления психоактивных веществ (ПАВ) на ранних стадиях их употребления  с целью уменьшения степени повреждений у индивидуума. Третичная профилактика направлена на прерывание зависимости иминимизацию проблем при злоупотреблении ПАВ.  Данный вид профилактики имеет целью помочь индивидууму достигнуть и поддерживать улучшенный уровень функционирования и здоровья. В понятие третичной профилактики включены реабилитацияи предотвращение рецидивов. Третичная профилактика и лечение лиц с зависимостью являются близкими вмешательствами, в связи с этим истинно профилактические вмешательства правильнее было бы рассматривать только как первичную и вторичную профилактику.

 26. Вопрос: Существуют ли эффективные профилактические программы?

Ответ: В течение последних двух десятилетий были также сформулированы основные принципы построения эффективных профилактических программ, к числу этих принципов относят следующие:

1.Профилактическая работа должна быть построена таким образом, чтобы усиливать “защитные факторы” и способствовать ликвидации или уменьшению известных “факторов риска”.

2.Профилактическая работа должна быть нацелена на все формы злоупотребления психоактивными  веществами, включая употребление табака и алкоголя.

3.Профилактическая работа должна включать:

-обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;

-меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков;

-обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми).

4.В профилактической работе для подростков предпочтение должно отдаваться интерактивным способам обучения (например – моделированию ситуаций, ролевым играм, дискуссиям, обратной связи и т.д.), а не дидактическим информационно-образовательным методам.

5.Профилактическая работа должна вестись с родителями (например, по информированию о наркотиках и их неблагоприятных эффектах), что создает возможность внутрисемейных обсуждений, посвященных разрешенным и запрещенным законом препаратам, и способствует выработке четкой тактики в отношении их использования в самих семьях.

6.Профилактическая работа должна быть долгосрочной, предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта.

7.Профилактическая работа должна  соответствовать возрастным категориям учащихся.

8.Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей или только на детей.

Необходимовыбрать подходы и эффективно их комбинировать.

Основные подходы профилактической работы:

Предоставление информации: знания о негативных последствиях наркопотребления.  Стратегия запугивания, сознательного вызывания страха не всегда эффективна, так как срабатывает психологический механизм вытеснения, негативная информация стирается из памяти.

Эмоциональное обучение:  преодоление эмоциональных и личных проблем, повышение коммуникативной компетентности, работа с низкой самооценкой, неразвитой способностью к сопереживанию (эмпатией), «запретом на эмоции».

Поведенческий подход:   формирование жизненных навыков и умений противостоять употреблению наркотиков, повышение устойчивости к негативным социальным влияниям и индивидуальной компетентности. 

Предоставлениеальтернативы: развитие альтернативных социальных программ, где молодежь можетреализовать стремление к риску, поведенческую и творческую активность(организованный досуг, клубы, путешествия, подходы, творчество, спорт).

Укрепление здоровья:  сочетание личного выбора и социальной ответственности за собственное здоровье, обучение здоровому жизненному стилю.

 27. Вопрос: Какие методы наиболееэффективны в ходе профилактической работы?

           Ответ: Интерактивные, т.е. диалоговые методы обучения. Интерактивные методы помогают обсудить в группе актуальные вопросы, обменяться мнениями и опытом, совместно найти решение, выработать новые модели поведения.

Ролевая игра.  Участники моделируют проблемную ситуацию, играют роли, находят эффективный способ решения проблемы, анализируют разнообразные модели поведения, осознают свои чувства и мотивы поступков.

Анализ жизненных ситуаций.  Участники диагностируют и анализируют проблемные ситуации, предлагают способы решения, оценивают предпринятые действия и их последствия.

Мозговой штурм. Поощрение креативного мышления, генерация идей без анализа, обсуждения и оценок. Правила проведения: отсутствие критики, поощрение всех идей, равноправие участников, свобода ассоциаций, запись всех идей словами участников без уточнений и изменений, время на обдумывание идей в завершении.

Дискуссия. Свободный обмен знаниями, идеями, мнениями по определенной теме. Необходимо определить временные рамки, вопрос обсуждения, цель, достичь консенсуса, выработать рекомендации, рассмотреть предмет с разных точек зрения, обеспечить безопасную атмосферу, возможность высказаться каждому участнику, подвести итог.

Интерактивная игра. Организованное социальное взаимодействие участников, изменение индивидуальной модели поведения, приобретение нового опыта, понимания и отношения, возможность анализа действий.

 28. Вопрос: Как организована работа Республиканского общественного объединения  «Матери против наркотиков»?

Ответ: С 2000 года организовано оказание профессиональной консультативной психологической помощи в офисе РОО «Матери против наркотиков» наркозависимым и их близким, а также в офисах региональных отделений.  РОО «Матери против наркотиков» выигран Грант «Профилактика илечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь и осуществляется обучение профессии, организуются группы самопомощи, вносятся изменения в законодательство по наказанию впервые задержанных за хранение наркотических средств, разрабатываются гранты для реабилитационных центров, проводится первичная профилактика наркомании в учреждениях образования.

На базе РОО «Матери против наркотиков» с 2000 года создана первая в стране телефонная «горячая линия» по проблеме наркомании и ВИЧ/СПИДа. Горячие линии функционируют и в региональных отделениях  Создан первый сайт по проблеме наркомании (www.narkotiki.by)

 29. Вопрос. Куда обратиться, если Вы столкнулись с проблемами наркомании и алкоголизма?

Ответ: Если Вы или Ваши родные, близкие, знакомые столкнулись с проблемами наркомании или алкоголизма, Вам следует обратиться к врачу-наркологу по месту Вашего жительства. Он сможет предоставить Вам всю необходимую информацию о государственных и коммерческих организациях здравоохранения, оказывающих помощь в лечении данных заболеваний.

В Министерстве внутренних дел существует специальное подразделение – управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. В каждом органе внутренних дел работают сотрудники, осуществляющие борьбу с наркоманией и наркопреступностью. 

Более подробно о противодействии наркомании и наркопреступности Вы можете прочитать здесь http://mvd.gov.by )

 30. Вопрос. Куда обратиться, по вопросу получения лечения при  наркомании и алкоголизме?

Республиканская горячая линия 8-801-100-18-18

Республиканский центр  Министерства здравоохранения 

 8(017) 289- 88-33 (с 11.00 до 20.00)

Лечение в государственных организациях здравоохранения

г. Минск,  Долгиновский тракт, 152,

Республиканский центр Минздрава 

Отделение для лечения наркомании №37 8(017) 289-88-33.

Отделение реабилитации 8(017) 289-89-10, 289-81-09.

г. Минск, ул. Гастелло,16

Городской клинический наркологический диспансер

8(017) 203-58-21 Круглосуточный стационар

г. Минск,  ул. Передовая, 11  8(017) 345-71-57

Лабораториядля определения наркотиков, анонимно, круглосуточно

тел. 8(017)506-21-94