В помощь учащемуся

Рекомендации в подготовке к урокам

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности учащихся и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок. Оно минимально по объему, что обязывает планировать каждый пункт задания, знать его назначение.

Важная задача педагога – обучить школьников приемам осмысленной, методически правильно организованной домашней учебной работы. Задание лучше готовить в тот день, когда был урок, а не накануне следующего урока. Это особенно важно для предметов с 2-3 часами в неделю. Начинать подготовку рекомендуется с самого трудного или «нелюбимого» предмета. Читать параграф с карандашом – делать выписки, отвечать на вопросы к параграфу.

Учащийся готовится дома к урокам 11 лет. И от того, как он работает, по какому плану, насколько продумана его работа, в значительной степени зависят его знания и развитие.

Рекомендации по русскому языку и литературе

Анализ художественного стихотворения

Анализ художественного стихотворения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником. Общие рекомендации к анализу стихотворения (в виде опорных вопросов)

  • Чтобы выяснить позицию автора и понять, что его волновало в те годы (годы создания произведения), расскажите о месте, времени, истории написания сти­хотворения (если есть варианты – приведите), об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.
  • Раскройте тему, идею, композицию, строфику стихотворения. Тема – основное направление содержания. Идея – авторское понимание темы.
  • Излагая содержимое каждой части стихотворения (лучше всего делать это близко к тексту, цитируя), покажите мысли, чувства (душевное состояние, настроение) лирического героя. Тут же объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства, иными словами: рассказывая, о чем говорит поэт, какие чувства испытывают его персонажи, скажите, как он это делает, какие средства поэтического языка использует.
  • Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие строки  показались наиболее значительными и почему?
  • Как по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения и все в целом?

Как готовиться к устному высказыванию

  • Подумайте, с какой целью вы будете говорить.
  • Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущённый, критический и т. д.).
  • Соберите или отберите необходимый материал.
  • Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?
  • Определите  возможный стиль вашего высказывания (разговорный; публицистический, научный, официально-деловой).
  • Составьте план.
  • Проговорите своё высказывание перед зеркалом, следя за оном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой.
  • Попросите кого-нибудь из друзей послушать вас, учтите их замечания. Используйте магнитофон: прослушивание записи поможет вам совершенствовать своё высказывание.

Как подготовиться к выразительному чтению текста

  • Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится (в тех случаях, когда это возможно).
  • Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
  • Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём; будете убеждать своих слушателей.
  • Подчеркните наиболее важные по смыслу слова, т.е. слова, на которые падает логическое ударение.
  • Обозначьте паузы.
  • Продумайте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.

Как работать над рассказом

  • Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.
  • Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.
  • Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний и соберите его из других источников.
  • Повторите схему композиции рассказа.
  • Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в нём вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.
  • Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: наиболее полно в нём должно быть показано главное событие.
  • Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.
  • Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Как работать над сочинением

  • Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.
  • Подумайте: кого, в чём и как вы будете убеждать своим сочинением?
  • Соберите или отберите необходимый материал.
  • Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.
  • Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художественный, публицистический и др.).
  • Составьте план.
  • Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Как готовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту

  • Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
  • Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
  • Сформулируйте тему и основную мысль текста.
  • Определите, к какому типу речи относится текст.
  • Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
  • Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении или пересказе.
  • Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
  • Закройте  книгу; напишите первый вариант (или черновик) изложения, затем после проверки и исправления перепишите его.

Как готовиться к выборочному изложению пересказу текста

  • Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов;
  • Вдумайтесь в тему выборочного изложения определите её границы.
  • Внимательнее читайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.
  • Определите основную мысль изложения (пересказа).
  • Подумайте, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем изложении (пересказе).
  • Определите; какой стиль (разговорный; художественный, публицистический, научный, официально-деловой) вы будете использовать.
  • Составьте план. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и в выборочном изложении (пересказе) могут не совпадать.
  • Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения (пересказа); какие слова, обороты, предложения для этого использовать.
  • Напишите черновик выборочного изложения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Как работать над сочинением в жанре интервью

  • Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.
  • Наметьте тему беседы; в соответствии с этим ставьте вопросы; продумайте их последовательность.
  • Проведите беседу; запишите её основное содержание.
  • Прочитайте запись; определите основную мысль интервью; озаглавьте его.
  • Напишите вступление и заключительную часть. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте.
    Проверьте черновик. Обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова будущее, благодарю, до свидания.

Как работать над черновиком изложения и сочинения

  • Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нём тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
  • Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нём речевых ошибок и недочётов. Устраните их.
  • Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте, их.

Как составлять план текста

  • Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  • Определите тему и основную мысль текста.
  • Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
  • Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
  • Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести  (пересказать или изложить) текст.
  • Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Рекомендации по математике

Как вести тетрадь по математике

Тетрадь должна быть чистой, надпись на ней полной (по какому предмету, ученика какого класса, какой школы, фамилия и имя полностью), четкой и безошибочной.

  1. В тетради чертой отделяются поля шириной 2,5 см, на полях проставляется дата выполнения записи.
  2. В тетради записывается вид работы: домашняя или классная. После чего надо пропустить две клетки.
  3. Желательно более крупным шрифтом выделить название темы урока. При выполнении отдельных заданий получаемые результаты и выводы также выделяются. Вся работа, в том числе и отдельные высказывания и вычисления (за исключением предназначенных для устного счёта), выполняется в тетради, записи ведутся сразу набело.
  4. Все записи в тетради следует делать чернилами или шариковыми ручками, чертежи выполнять в карандаше, преимущественно при помощи чертёжных принадлежностей, можно использовать и цветные карандаши (кроме красного, так как красный цвет – цвет учителя).
  5. Буквы и цифры необходимо писать чётко, правильного начертания, среднего размера, каждому знаку действий, а также знакам равенства, неравенства и скобке отводить столько же места, сколько и цифре. Для обозначения дроби применяется горизонтальная черта, числитель и знаменатель дроби пишутся в поло­винном размере.
  6. При переносе формулы или выражения с одной строки на другую необходимо переносить и соответствующий математический знак, при этом знак умножения заменяется косым крестом (X), нельзя перенос выражения делать на знаке деления.
  7. Оставляйте четыре клетки для оценки работы.

Составление плана ответа по математике

  1. Выделить понятия, которым нужно дать определение.
  2. Выделить правила (теоремы), которые нужно сформулировать и доказать.
  3. Выделить определения, правила, теоремы, на которые нужно сослаться при доказательстве.
  4. Составить доказательство правила (теоремы).
  5. Продумать записи на доске во время ответа.
  6. Показать, где и как применяется правило (теорема).
  7. Сделать вывод.

Общий прием контроля решения задачи

  1. Проверить правильность записи условия.
  2. Проверить ход решения, правильно ли использован прием решения.
  3. Проверить правильность записей и чертежей.
  4. Проверить вычисления.
  5. Исследовать решение, рассмотреть частные случаи.
  6. Рассказать кратко ход решения задачи.
  7. Полезно проверить решение у товарища.

Организация домашней работы по математике

  1. Ознакомиться с заданием.
  2. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради.
  3. Прочитать и усвоить материал учебника.
  4. Выполнить письменные задания.
  5. Составить план ответа.

Выполнение письменной домашней работы

  1. Прочитать задания , изучить их .
  2. Продумать, какие правила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач .
  3. Если нужно,  выполнить задания полностью или частично на черновике.
  4. Проверить тем или иным способом решения задач.
  5. Записать выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.

Прием усвоения теоремы

  1. Прочитать теорему (по учебнику, тетради) .
  2. Усвоить содержание теоремы.
  3. Выучить формулировку теоремы.
  4. Рассмотреть (если есть) чертеж, усвоить его.
  5. Прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу .
  6. Повторить доказательство.
  7. Сделать свой чертеж.
  8. Доказать с его помощью теорему самостоятельно.
  9. Если нужно, проверить себя, прочитав доказательство еще раз.
  10. Попробовать найти другой способ доказательства.

Контроль за усвоением теоремы

  1. Проверить, правильно ли усвоена формулировка теоремы.
  2. Доказать теорему самостоятельно.
  3. Проверить, правильно ли использованы при доказательстве известные определения и предложения.
  4. Проверить правильность выполнения чертежа.
  5. Проверить ход доказательства.
  6. Проверить, удалось ли достичь цели.

Как правильно описывать объекты, процессы, явления

  1. Осмыслите цель наблюдения, а для этого поставьте перед собой вопрос: для чего проводится наблюдение?
  2. Уточните предмет наблюдения, в связи с этим поставьте вопрос: что надо наблюдать?
  3. Наблюдение проводите по заранее разработанному плану. Для этого представьте его мысленно или предварительно запишите в тетрадь.
  4. До наблюдения определите, когда будете фиксировать наблюдаемое явление: в процессе наблюдения или сразу же по его окончании.
  5. Выберите способ наблюдения. Наблюдать можно прямым способом, т.е. непосредственно визуально, или косвенным способом, т.е. при помощи приборов (фотоаппаратов, кино- и телекамер и т. д.).
  6. Наблюдение, как и эксперимент, необходимо проводить несколько раз. Это повышает его объективность.
  7. При описании явления, процесса обращайте внимание не только на то, как они протекали во времени, но и при каких условиях.
  8. Помните, что цель описания — указать точно и полно характерные признаки наблюдаемых предметов, явлений.
  9. Описание наблюдаемых явлений, процессов может быть выражено в словесной форме, представлено аналитически — в виде формул и уравнений, графически — в виде рисунков, схем.

Как выдвигать и проверять гипотезу

Гипотезой называется предположение, которым пользуются для объяснения каких-либо явлений, достоверность которых еще не доказана опытным путем.

  1. Помните, что выдвинуть гипотезу — это значит сформулировать предположение о наиболее вероятных причинах вновь наблюдаемых фактов, явлений или предсказать наиболее вероятный ход и результат эксперимента.
  2. Поэтому нужно в первую очередь проанализировать и уточнить, что может быть причиной того или иного явления, а что — следствием.
  3. Всякая гипотеза находится в определенной связи с имеющимися знаниями (с известной вам теорией, законом, правилом, ранее решенной задачей и т.д.).
  4. Логический путь выдвижения гипотезы может быть различным: а) индуктивный путь: от наблюдения единичных фактов, явлений к выдвижению гипотезы и к последующим индуктивным обобщениям; б) дедуктивный путь: от применения известных теорий, законов, правил для объяснения наблюдаемых явлений, фактов — к выдвижению и экспериментальной проверке гипотезы.
  5. При индуктивном пути выдвижения гипотезы сошлитесь на ваши прежние знания относительно причины, которая может вызвать наблюдаемое явление. Насколько это возможно, используйте умозаключение по аналогии.
  6. При дедуктивном пути выдвижения гипотезы соотнесите ваши прежние знания с вновь наблюдаемыми фактами и явлениями.
  7. Иногда бывает полезно выдвинуть все возможные гипотезы, а затем на основе критического анализа отобрать из них наиболее правдоподобную.
  8. Не бойтесь думать "рискованно", избегайте шаблона в своих суждениях.
  9. В случае затруднения при выдвижении гипотезы освободите вашу задачу от излишних представлений, сведите ее к простейшему вопросу.
  10. Иногда бывает полезным поставить перед собой следующие вопросы и ответить на них: что неизвестно? какие условия являются необходимыми и достаточными, чтобы наблюдать новое явление? нельзя ли из рассмотрения отбросить часть условий, часть того, что надо?
  11. Проведите гипотезу — это значит установите, что следствия, которые из нее должны вытекать, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, с результатами эксперимента.
  12. Проведя гипотезу, необходимо показать, что она не противоречит другим, ранее установленным законам.

Как осуществлять самоконтроль

  1. Определите в вашей работе место, где наиболее вероятно появление ошибок (подумайте, что может повлиять на точность измерения: прибор, скорость протекания физического явления, выбор единицы измерения и т. д.).
  2. Подумайте еще при составлении плана эксперимента, с помощью каких средств возможно предотвратить ошибки (можно ли использовать табличные и справочные данные прибора, результаты другого опыта),
  3. Подумайте, нельзя ли один и тот же результат получить различными путями.
  4. Чаще анализируйте правдоподобность полученного результата, его размерность.
  5. Не ограничивайтесь одним измерением, одним опытом.
  6. Сочетайте самоконтроль со взаимоконтролем.

Как правильно составлять план темы

План — это краткое содержание темы в виде вопросов (пунктов) с целью выделения из общего содержания основных мыслей автора.

При составлении плана  следует:

    • прочитать название параграфа и вдуматься, о чем пойдет речь;
    • внимательно прочесть весь текст и разделить его на смысловые части;
    • выяснить значение непонятных или незнакомых слов и выражений;
    • прочитать текст каждой части и найти в нем основную мысль;
    • сформулировать найденные основные мысли своими словами в виде пунктов плана.

Как правильно составлять конспект

Конспект — это краткое письменное изложение содержания текста темы (более полное, чем тезисы).

При составлении конспекта  надо:

    • внимательно прочитать параграф или тему;
    • прочитав, мысленно разделить текст на логически законченные части;
    • определить, о чем говорится в каждой части, выделив главное;
    • выявить для понимания трудные места текста в каждой части параграфа или темы (раздела);
    • кратко законспектировать каждую часть текста.

Как решать задачу

  1. Прочитайте задачу.
  2. Найдите главные слова и числовые данные задачи.
  3. Определите известные и неизвестные величины.
  4. Определите главный вопрос задачи.
  5. Если задача трудна, то сделайте рисунок или запишите ее кратко (схемой, чертежом, таблицей, математической символикой).
  6. Рассуждения свои можно вести

1 способ:

  • подумайте, что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи;
  • если эти нужные величины известны, какое надо избрать действие;
  • выполните действие;
  • если же сразу нельзя ответить на вопрос задачи, то подумайте, что надо узнать предварительно;
  • рассуждайте так до тех пор, пока не получите две неизвестные величины.

2 способ

  • прочитайте первую часть задачи, где имеются два числовых данных;
  • подумайте, что нужно узнать по этим величинам;
  • нужно ли это узнать для того, чтобы ответить на вопрос задачи;
  • прочитайте дальше задачу (до следующего числового данного);
  • подумайте, что теперь надо узнавать. Нужно ли это для решения задачи?
  • продолжайте рассуждать так и дальше (если нужно).
  • определите действия для нахождения той или иной величины (умейте обосновать выбор действия).
  • проверьте решение задачи.

Правила выполнения домашнего задания

  1. Ежедневно тщательно записывайте домашнее задание.
  2. После возвращения из учебного заведения отдохните и принимайтесь за подготовку задания.
  3. Уроки готовьте ежедневно в одно и то же время.
  4. Во время подготовки уроков не отвлекайтесь. Телевизор и радио выключите, к разговорам не прислушивайтесь.
  5. Уроки готовьте всегда в определенном месте.
  6. Через 45—50 мин занятий делайте перерыв для отдыха по 10—15 мин.
  7. Подготовку уроков лучше начинайте с трудных предметов, затем переходите к предметам средней сложности и под конец — к более легким предметам.
  8. Старайтесь понять то, что учите. Никогда не зубрите!
  9. Пользуйтесь по мере надобности словарями и справочниками, если встретили непонятное слово, не поняли задачу — спросите об этом у старших, у товарища, посмотрите в справочник.
  10. После выполнения задания тщательно проверьте его или ответьте на вопросы к заданию.
  11. Составьте план ответа.

Как правильно слушать объяснения педагога

  1. Примите удобную позу за партой.
  2. Уберите все посторонние предметы.
  3. Сосредоточьтесь и успокойтесь после перемены и т.п.
  4. Смотрите во время рассказа только на преподавателя.
  5. Усилием воли отгоните посторонние мысли.
  6. Стремитесь усваивать материал уже в ходе урока, а не оставляйте это на дом.
  7. При слушании следите за планом рассказа, выделяйте мысленно самое главное, существенное, то, что педагог подчеркивает интонацией, неоднократными повторениями. Обычно после завершения смысловой единицы рассказа педагог подводит итог.
  8. Применяйте подходящие приемы запоминания — по ассоциации, по аналогии с ранее изученным.
  9. Стремитесь быстро осмысливать изучаемое.
  10. Слушайте примеры и факты, приводимые преподавателем, дополнительно ищите свои собственные.
  11. Под руководством педагога внимательно всматривайтесь в рисунки, таблицы учебника, в демонстрирующиеся наглядные пособия.
  12. При временных затруднениях в понимании темы не паникуйте, а пытайтесь понять трудные моменты по ходу дальнейшего объяснения, так как педагог в различных вариантах повторяет главные положения.
  13. Обязательно задавайте педагогу вопросы (с его разрешения) при недостаточном понимании объясняемого материала
  14.  По указанию педагога делайте соответствующие зарисовки, схемы, записи в конспектах.