Рекомендации в подготовке к урокам
Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности учащихся и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок. Оно минимально по объему, что обязывает планировать каждый пункт задания, знать его назначение.
Важная задача педагога – обучить школьников приемам осмысленной, методически правильно организованной домашней учебной работы. Задание лучше готовить в тот день, когда был урок, а не накануне следующего урока. Это особенно важно для предметов с 2-3 часами в неделю. Начинать подготовку рекомендуется с самого трудного или «нелюбимого» предмета. Читать параграф с карандашом – делать выписки, отвечать на вопросы к параграфу.
Учащийся готовится дома к урокам 11 лет. И от того, как он работает, по какому плану, насколько продумана его работа, в значительной степени зависят его знания и развитие.
Рекомендации по русскому языку и литературе
Анализ художественного стихотворения
Анализ художественного стихотворения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником. Общие рекомендации к анализу стихотворения (в виде опорных вопросов)
- Чтобы выяснить позицию автора и понять, что его волновало в те годы (годы создания произведения), расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения (если есть варианты – приведите), об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.
- Раскройте тему, идею, композицию, строфику стихотворения. Тема – основное направление содержания. Идея – авторское понимание темы.
- Излагая содержимое каждой части стихотворения (лучше всего делать это близко к тексту, цитируя), покажите мысли, чувства (душевное состояние, настроение) лирического героя. Тут же объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства, иными словами: рассказывая, о чем говорит поэт, какие чувства испытывают его персонажи, скажите, как он это делает, какие средства поэтического языка использует.
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие строки показались наиболее значительными и почему?
- Как по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения и все в целом?
Как готовиться к устному высказыванию
- Подумайте, с какой целью вы будете говорить.
- Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущённый, критический и т. д.).
- Соберите или отберите необходимый материал.
- Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?
- Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный; публицистический, научный, официально-деловой).
- Составьте план.
- Проговорите своё высказывание перед зеркалом, следя за оном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой.
- Попросите кого-нибудь из друзей послушать вас, учтите их замечания. Используйте магнитофон: прослушивание записи поможет вам совершенствовать своё высказывание.
Как подготовиться к выразительному чтению текста
- Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится (в тех случаях, когда это возможно).
- Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
- Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём; будете убеждать своих слушателей.
- Подчеркните наиболее важные по смыслу слова, т.е. слова, на которые падает логическое ударение.
- Обозначьте паузы.
- Продумайте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.
Как работать над рассказом
- Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.
- Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.
- Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний и соберите его из других источников.
- Повторите схему композиции рассказа.
- Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в нём вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.
- Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: наиболее полно в нём должно быть показано главное событие.
- Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.
- Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Как работать над сочинением
- Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.
- Подумайте: кого, в чём и как вы будете убеждать своим сочинением?
- Соберите или отберите необходимый материал.
- Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.
- Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художественный, публицистический и др.).
- Составьте план.
- Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Как готовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту
- Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
- Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
- Сформулируйте тему и основную мысль текста.
- Определите, к какому типу речи относится текст.
- Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
- Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении или пересказе.
- Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
- Закройте книгу; напишите первый вариант (или черновик) изложения, затем после проверки и исправления перепишите его.
Как готовиться к выборочному изложению пересказу текста
- Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов;
- Вдумайтесь в тему выборочного изложения определите её границы.
- Внимательнее читайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.
- Определите основную мысль изложения (пересказа).
- Подумайте, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем изложении (пересказе).
- Определите; какой стиль (разговорный; художественный, публицистический, научный, официально-деловой) вы будете использовать.
- Составьте план. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и в выборочном изложении (пересказе) могут не совпадать.
- Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения (пересказа); какие слова, обороты, предложения для этого использовать.
- Напишите черновик выборочного изложения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Как работать над сочинением в жанре интервью
- Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.
- Наметьте тему беседы; в соответствии с этим ставьте вопросы; продумайте их последовательность.
- Проведите беседу; запишите её основное содержание.
- Прочитайте запись; определите основную мысль интервью; озаглавьте его.
- Напишите вступление и заключительную часть. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте.
Проверьте черновик. Обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова будущее, благодарю, до свидания.
Как работать над черновиком изложения и сочинения
- Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нём тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
- Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нём речевых ошибок и недочётов. Устраните их.
- Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте, их.
Как составлять план текста
- Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
- Определите тему и основную мысль текста.
- Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
- Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
- Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
- Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
Рекомендации по математике
Как вести тетрадь по математике
Тетрадь должна быть чистой, надпись на ней полной (по какому предмету, ученика какого класса, какой школы, фамилия и имя полностью), четкой и безошибочной.
- В тетради чертой отделяются поля шириной 2,5 см, на полях проставляется дата выполнения записи.
- В тетради записывается вид работы: домашняя или классная. После чего надо пропустить две клетки.
- Желательно более крупным шрифтом выделить название темы урока. При выполнении отдельных заданий получаемые результаты и выводы также выделяются. Вся работа, в том числе и отдельные высказывания и вычисления (за исключением предназначенных для устного счёта), выполняется в тетради, записи ведутся сразу набело.
- Все записи в тетради следует делать чернилами или шариковыми ручками, чертежи выполнять в карандаше, преимущественно при помощи чертёжных принадлежностей, можно использовать и цветные карандаши (кроме красного, так как красный цвет – цвет учителя).
- Буквы и цифры необходимо писать чётко, правильного начертания, среднего размера, каждому знаку действий, а также знакам равенства, неравенства и скобке отводить столько же места, сколько и цифре. Для обозначения дроби применяется горизонтальная черта, числитель и знаменатель дроби пишутся в половинном размере.
- При переносе формулы или выражения с одной строки на другую необходимо переносить и соответствующий математический знак, при этом знак умножения заменяется косым крестом (X), нельзя перенос выражения делать на знаке деления.
- Оставляйте четыре клетки для оценки работы.
Составление плана ответа по математике
- Выделить понятия, которым нужно дать определение.
- Выделить правила (теоремы), которые нужно сформулировать и доказать.
- Выделить определения, правила, теоремы, на которые нужно сослаться при доказательстве.
- Составить доказательство правила (теоремы).
- Продумать записи на доске во время ответа.
- Показать, где и как применяется правило (теорема).
- Сделать вывод.
Общий прием контроля решения задачи
- Проверить правильность записи условия.
- Проверить ход решения, правильно ли использован прием решения.
- Проверить правильность записей и чертежей.
- Проверить вычисления.
- Исследовать решение, рассмотреть частные случаи.
- Рассказать кратко ход решения задачи.
- Полезно проверить решение у товарища.
Организация домашней работы по математике
- Ознакомиться с заданием.
- Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради.
- Прочитать и усвоить материал учебника.
- Выполнить письменные задания.
- Составить план ответа.
Выполнение письменной домашней работы
- Прочитать задания , изучить их .
- Продумать, какие правила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач .
- Если нужно, выполнить задания полностью или частично на черновике.
- Проверить тем или иным способом решения задач.
- Записать выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.
Прием усвоения теоремы
- Прочитать теорему (по учебнику, тетради) .
- Усвоить содержание теоремы.
- Выучить формулировку теоремы.
- Рассмотреть (если есть) чертеж, усвоить его.
- Прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу .
- Повторить доказательство.
- Сделать свой чертеж.
- Доказать с его помощью теорему самостоятельно.
- Если нужно, проверить себя, прочитав доказательство еще раз.
- Попробовать найти другой способ доказательства.
Контроль за усвоением теоремы
- Проверить, правильно ли усвоена формулировка теоремы.
- Доказать теорему самостоятельно.
- Проверить, правильно ли использованы при доказательстве известные определения и предложения.
- Проверить правильность выполнения чертежа.
- Проверить ход доказательства.
- Проверить, удалось ли достичь цели.
Как правильно описывать объекты, процессы, явления
- Осмыслите цель наблюдения, а для этого поставьте перед собой вопрос: для чего проводится наблюдение?
- Уточните предмет наблюдения, в связи с этим поставьте вопрос: что надо наблюдать?
- Наблюдение проводите по заранее разработанному плану. Для этого представьте его мысленно или предварительно запишите в тетрадь.
- До наблюдения определите, когда будете фиксировать наблюдаемое явление: в процессе наблюдения или сразу же по его окончании.
- Выберите способ наблюдения. Наблюдать можно прямым способом, т.е. непосредственно визуально, или косвенным способом, т.е. при помощи приборов (фотоаппаратов, кино- и телекамер и т. д.).
- Наблюдение, как и эксперимент, необходимо проводить несколько раз. Это повышает его объективность.
- При описании явления, процесса обращайте внимание не только на то, как они протекали во времени, но и при каких условиях.
- Помните, что цель описания — указать точно и полно характерные признаки наблюдаемых предметов, явлений.
- Описание наблюдаемых явлений, процессов может быть выражено в словесной форме, представлено аналитически — в виде формул и уравнений, графически — в виде рисунков, схем.
Как выдвигать и проверять гипотезу
Гипотезой называется предположение, которым пользуются для объяснения каких-либо явлений, достоверность которых еще не доказана опытным путем.
- Помните, что выдвинуть гипотезу — это значит сформулировать предположение о наиболее вероятных причинах вновь наблюдаемых фактов, явлений или предсказать наиболее вероятный ход и результат эксперимента.
- Поэтому нужно в первую очередь проанализировать и уточнить, что может быть причиной того или иного явления, а что — следствием.
- Всякая гипотеза находится в определенной связи с имеющимися знаниями (с известной вам теорией, законом, правилом, ранее решенной задачей и т.д.).
- Логический путь выдвижения гипотезы может быть различным: а) индуктивный путь: от наблюдения единичных фактов, явлений к выдвижению гипотезы и к последующим индуктивным обобщениям; б) дедуктивный путь: от применения известных теорий, законов, правил для объяснения наблюдаемых явлений, фактов — к выдвижению и экспериментальной проверке гипотезы.
- При индуктивном пути выдвижения гипотезы сошлитесь на ваши прежние знания относительно причины, которая может вызвать наблюдаемое явление. Насколько это возможно, используйте умозаключение по аналогии.
- При дедуктивном пути выдвижения гипотезы соотнесите ваши прежние знания с вновь наблюдаемыми фактами и явлениями.
- Иногда бывает полезно выдвинуть все возможные гипотезы, а затем на основе критического анализа отобрать из них наиболее правдоподобную.
- Не бойтесь думать "рискованно", избегайте шаблона в своих суждениях.
- В случае затруднения при выдвижении гипотезы освободите вашу задачу от излишних представлений, сведите ее к простейшему вопросу.
- Иногда бывает полезным поставить перед собой следующие вопросы и ответить на них: что неизвестно? какие условия являются необходимыми и достаточными, чтобы наблюдать новое явление? нельзя ли из рассмотрения отбросить часть условий, часть того, что надо?
- Проведите гипотезу — это значит установите, что следствия, которые из нее должны вытекать, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, с результатами эксперимента.
- Проведя гипотезу, необходимо показать, что она не противоречит другим, ранее установленным законам.
Как осуществлять самоконтроль
- Определите в вашей работе место, где наиболее вероятно появление ошибок (подумайте, что может повлиять на точность измерения: прибор, скорость протекания физического явления, выбор единицы измерения и т. д.).
- Подумайте еще при составлении плана эксперимента, с помощью каких средств возможно предотвратить ошибки (можно ли использовать табличные и справочные данные прибора, результаты другого опыта),
- Подумайте, нельзя ли один и тот же результат получить различными путями.
- Чаще анализируйте правдоподобность полученного результата, его размерность.
- Не ограничивайтесь одним измерением, одним опытом.
- Сочетайте самоконтроль со взаимоконтролем.
Как правильно составлять план темы
План — это краткое содержание темы в виде вопросов (пунктов) с целью выделения из общего содержания основных мыслей автора.
При составлении плана следует:
-
- прочитать название параграфа и вдуматься, о чем пойдет речь;
- внимательно прочесть весь текст и разделить его на смысловые части;
- выяснить значение непонятных или незнакомых слов и выражений;
- прочитать текст каждой части и найти в нем основную мысль;
- сформулировать найденные основные мысли своими словами в виде пунктов плана.
Как правильно составлять конспект
Конспект — это краткое письменное изложение содержания текста темы (более полное, чем тезисы).
При составлении конспекта надо:
-
- внимательно прочитать параграф или тему;
- прочитав, мысленно разделить текст на логически законченные части;
- определить, о чем говорится в каждой части, выделив главное;
- выявить для понимания трудные места текста в каждой части параграфа или темы (раздела);
- кратко законспектировать каждую часть текста.
Как решать задачу
- Прочитайте задачу.
- Найдите главные слова и числовые данные задачи.
- Определите известные и неизвестные величины.
- Определите главный вопрос задачи.
- Если задача трудна, то сделайте рисунок или запишите ее кратко (схемой, чертежом, таблицей, математической символикой).
- Рассуждения свои можно вести
1 способ:
- подумайте, что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи;
- если эти нужные величины известны, какое надо избрать действие;
- выполните действие;
- если же сразу нельзя ответить на вопрос задачи, то подумайте, что надо узнать предварительно;
- рассуждайте так до тех пор, пока не получите две неизвестные величины.
2 способ
- прочитайте первую часть задачи, где имеются два числовых данных;
- подумайте, что нужно узнать по этим величинам;
- нужно ли это узнать для того, чтобы ответить на вопрос задачи;
- прочитайте дальше задачу (до следующего числового данного);
- подумайте, что теперь надо узнавать. Нужно ли это для решения задачи?
- продолжайте рассуждать так и дальше (если нужно).
- определите действия для нахождения той или иной величины (умейте обосновать выбор действия).
- проверьте решение задачи.
Правила выполнения домашнего задания
- Ежедневно тщательно записывайте домашнее задание.
- После возвращения из учебного заведения отдохните и принимайтесь за подготовку задания.
- Уроки готовьте ежедневно в одно и то же время.
- Во время подготовки уроков не отвлекайтесь. Телевизор и радио выключите, к разговорам не прислушивайтесь.
- Уроки готовьте всегда в определенном месте.
- Через 45—50 мин занятий делайте перерыв для отдыха по 10—15 мин.
- Подготовку уроков лучше начинайте с трудных предметов, затем переходите к предметам средней сложности и под конец — к более легким предметам.
- Старайтесь понять то, что учите. Никогда не зубрите!
- Пользуйтесь по мере надобности словарями и справочниками, если встретили непонятное слово, не поняли задачу — спросите об этом у старших, у товарища, посмотрите в справочник.
- После выполнения задания тщательно проверьте его или ответьте на вопросы к заданию.
- Составьте план ответа.
Как правильно слушать объяснения педагога
- Примите удобную позу за партой.
- Уберите все посторонние предметы.
- Сосредоточьтесь и успокойтесь после перемены и т.п.
- Смотрите во время рассказа только на преподавателя.
- Усилием воли отгоните посторонние мысли.
- Стремитесь усваивать материал уже в ходе урока, а не оставляйте это на дом.
- При слушании следите за планом рассказа, выделяйте мысленно самое главное, существенное, то, что педагог подчеркивает интонацией, неоднократными повторениями. Обычно после завершения смысловой единицы рассказа педагог подводит итог.
- Применяйте подходящие приемы запоминания — по ассоциации, по аналогии с ранее изученным.
- Стремитесь быстро осмысливать изучаемое.
- Слушайте примеры и факты, приводимые преподавателем, дополнительно ищите свои собственные.
- Под руководством педагога внимательно всматривайтесь в рисунки, таблицы учебника, в демонстрирующиеся наглядные пособия.
- При временных затруднениях в понимании темы не паникуйте, а пытайтесь понять трудные моменты по ходу дальнейшего объяснения, так как педагог в различных вариантах повторяет главные положения.
- Обязательно задавайте педагогу вопросы (с его разрешения) при недостаточном понимании объясняемого материала
- По указанию педагога делайте соответствующие зарисовки, схемы, записи в конспектах.