Качественные характеристики профессиональных умений учителей по категориям
|
2–я категория |
1–я категория |
Высшая категория |
Преподавание предмета в общеобразовательном учреждении |
В общеобразовательной школе + факультативные занятия |
В общеобразовательной школе, в гимназии и лицее + факультативные занятия |
В общеобразовательной школе, в гимназии и лицее + факультативные занятия |
Обеспечение выполнения программных требований |
Выполнение программных требований с применением современных образовательных технологий |
Выполнение программных требований с применением современных образовательных технологий, расширение программных требований |
Выполнение программных требований с применением современных образовательных технологий, расширение программных требований, разработка и составление практических материалов для обеспечения расширенных и углубленных программных требований |
Отношение к нормам деятельности |
Выполняет |
Выполняет, качественно обеспечивает с помощью современных образовательных технологий |
Выполняет, качественно обеспечивает с помощью современных образовательных технологий,адаптирует нормы деятельности для саморазвития и самообразования учащихся |
Опыт, методические приёмы |
Накапливает опыт, использует стандартные современные методики и приемы |
Изучает и формирует собственную образовательную практику, использует эффективные методические приёмы |
Формирует, изучает, описывает, распространяет собственный эффективный опыт, применяет адаптированные к собственному опыту современные образовательные и информационные технологии |
Управление учебной деятельностью |
Контролирует выполнение (видит результат) |
Руководит (видит близкие цели и пути их достижения) |
Управляет (влияет на опережающий характер развития человека) |
Дифференцирует учащихся |
По уровню обученности |
По уровню обученности, обучаемости |
На основе уровней обученности, обучаемости формирует высокий уровень самообучаемости учащихся |
Уровень развития рефлексии |
Затрудняется определить причину неудач |
Причину неудач видит в несовершенных УМК, программах |
Причину неудач видит в противоречиях в практике, может анализировать, проектировать и программировать направленные в ней изменения |
Методическая грамотность |
Владеет методикой преподавания предмета на уровне теории и собственной практики |
Владеет предметно ориентированными здоровьесберегающими технологиями |
Владеет личностно ориентированными здоровьесберегающими, развивающими и информационными образовательными технологиями |